В последние годы все больше популярным становится паломнический (религиозный) туризм.

Главное в этом виде путешествий — знакомство с историей святых мест, жизнью святых, архитектурой, церковным искусством. Обо всем этом рассказывается на экскурсиях, которые и являются для туриста самым главным элементом путешествия.

Экскурсия может быть также и частью паломничества, но только не главной и вовсе не обязательной, а лишь вспомогательной составляющей. Главное в паломничестве — это молитва, богослужение и религиозное поклонение святыням. Православное паломничество — это часть религиозной жизни верующего человека. В процессе совершения паломничества основным во время молитвы является не внешнее исполнение обрядов, а тот настрой, который царит в сердце, духовное обновление, которое происходит с православным христианином.

Практические моменты

Как известно, уровень объектов размещения в нашей стране — весьма неравномерный, что напрямую отражается и на выборе гостиниц для паломнических туров по России. Чаще всего они подразумевают проживание в недорогих гостиницах. Но порой оказывается, что таковых в округе просто нет: тогда остаются либо очень дорогие варианты размещения, либо ночлег в монастырях или в «частном секторе».

Один из важнейших практических моментов, который необходимо всегда учитывать — это особенности питания (соблюдение постов, среды и пятницы) и организация литургии. Как правило, время переездов рассчитывается так, чтобы паломники приезжали на место вечером, могли отстоять всенощную и переночевать. А утром — литургия и отъезд. Все программы строятся таким образом, чтобы за путешествие была одна или две обязательные литургии.

Продолжительность путешествия

По продолжительности все паломнические туры по России можно разделить на однодневные (в основном это Подмосковье), «туры выходного дня» и многодневные поездки — в основном от 3 до 7 дней. Максимальное количество дней в туре, как правило, не больше 12. Чаще всего это либо маршруты на теплоходе, либо паломничество в отдалённые регионы России, когда дорога занимает достаточно продолжительное время.  Хороший паломнический маршрут должен быть логичным и полным. К примеру, если паломник решил посетить святые места в окрестностях Екатеринбурга или Тобольска, имеет прямой смысл отправиться в комплексное путешествие, охватывающее все основные святыни Урала.

Куда и когда ездят

Если делить паломнические туры по региональному признаку, то можно выделить направления, в которые чаще всего отправляются паломники. Это, в первую очередь, Северо-Запад и Центр России, самая развитая часть страны, которая была ещё в Средние века, во времена возникновения христианства и его развития на Руси. Очень много паломников отправляется в путешествие по Золотому кольцу, Задонск (Липецкая область), Курск и Дивеево (Нижегородская область) и, конечно же, в Северо-Западный регион.

Какое-то самое благоприятное время для путешествия выделить сложно. Летом ездят везде и на более длительное время — от 3 до 7-12 дней. Осенью и весной, как правило, выбирают сравнительно короткие программы на 2-3 дня. Исключением являются только крупные праздники: тут уж выходные или нет, большого значения не имеет.

 

Места, на Липецкой земле,  которые можно посетить каждому русскому православному

Липецкая область: Задонский Рождество-Богородицкий монастырь.

ЗАДОНСК. ИСТОЧНИК ТИХОНА ЗАДОНСКОГО В СКИТУ

Особым почитанием с самого начала устроения Тихоновской обители пользовался источник, выкопанный, по преданию, самим святителем Тихоном на берегу реки Проходни. По свидетельству иеромонаха Геронтия, в 1882 году на источнике уже существовала часовня. К ней от южных святых ворот сквозь фруктовые монастырские сады вела мощёная дорога, тянувшаяся «по крутому извилистому спуску». Внизу, на правом берегу Проходни, была выровнена обширная площадка, сохранившаяся до наших дней. Здесь устроен был «просторный конюший двор с подъездными сараями и гостиница для приходящего чёрного народа». Гостиница же для «белой публики» располагалась при обители. Но все равны бывали на левом берегу Проходни, при святом источнике, к которорму вёл изящный деревянный мостик, перекинутый через совсем неширокую речку.

Тут, над колодцем, устроена небольшая деревянная часовня, украшенная иконами, пред которыми теплились неугасимые лампады. В часовне находился Нерукотворный Образ Спасителя, по преданию, принесённый к источнику самим святителем Тихоном. К часовне этой совершались из обители торжественные ходы с водосвятием в первый день августа, в день Богоявления Господня и Преполовения, а также 6 января.

В прочие же дни богомольцы, неиссякаемым потоком, стремившиеся к святыне, могли испить ледяной воды из благословлённого святителем Тихоном источника и совершить омовение в двух купальнях (мужской и женской), устроенных справа от благодатного колодезя, и представлявших собой срубы, крытые черепицей. Паломники «по вере своей» получали исцеления, «кои и записываются в монастырской книге». Слева от святого источника поставлены были кельи для проживания иноков, следивших за порядком в этом святом месте.

В 1995 году на святом источнике была построена новая купель. Трижды в год из монастыря совершается крестный ход к святому источнику святителя Тихона — на Богоявление Господне, в день празднования иконы Божией Матери «Живоносный источник» и на Преполовение Пятидесятницы.

 

ЕЛЕЦ. ИСТОЧНИК ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
«ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК»

Часовня во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» над святым колодцем в Знаменском женском монастыре, что на Каменной горе, была построена в конце XVIII в. на левом болотистом берегу реки Ельчик, под стенами Знаменского монастыря. Рядом находился источник, связанный, по церковным легендам, со святителем Тихоном Задонским.

В 1893 году каменная часовня была «оправлена», то есть  подремонтирована.

До революции «в положенные уставов дни: 6−го Января — в день Богоявления Господня; в день преполовения по Пасхе и 1−го Августа вниз под гору на колодезь для освещения воды» совершались крестные ходы. Кроме того, совершались и местные крестыне ходы на источник «в Пятницу на Светлой седьмице… и  в 9 Пятницу по Пасхе с иконою Божией Матери Живоносный источник и хоругвями. После молебствия с водосвятием крестный ход возвращается от колодезя в монастырь при красном звоне».

Часовня была разрушена до 1930 г.

В 1998 г. власти Ельца отдали верующим участок земли под Каменной горой у южной лестницы для востановления надкладезной часовни и устройства купальни, проект которых выполнил А.В. Новосельцев.

В июне 2004 года под стенами монастыря при участии главы администрации города Ельца и благочинного второго Елецкого округа протоиерея Георгия Гостилина над святым колодцем была заложена часовня во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник». Воссоздание часовни в прежних формах и размерах началось не на прежнем месте, а ближе к источнику, в 20 метрах севернее первоначального. На месте старой часовни в 2005 году устроена купальня. Вход в новую часовню, в отличие от прежней, устроен с юга. Весь комплекс, в который вошли часовня, купальня с двумя купелями и сень над источником, был освящён 15 мая 2005 г. Преосвященным Никоном, епископом Липецким и Елецким.

 

ГОЛОВИНЩИНО. СВЯТОЙ ИСТОЧНИК ИЛЛАРИОНА ТРОЕКУРОВСКОГО

Илларион Троекуровский — местночтимый святой, известный, прежде всего, как основатель Свято-Дмитровскогомонастыря в селе Троекурово, существующего по сей  день. Мощи святого обнаружили в 1999 году при реставрации монастыря. После этого обитель стала очень популярна у паломников Липецкой и соседних областей. Считается, что молитвы Иллариону помогают избавиться от множества недугов.

Преподобный Иларион Троекуровский родился в селе Зенкино Раненбургского уезда Рязанской губернии (ныне Чаплыгинский район Липецкой области). Точная дата его рождения не установлена, предположительно это период от 1755 до 1784 г. С детских лет почувствовал Илларион горячую любовь к Богу. Эту любовь поддерживал и укреплял в нем его дед по матери Павел Игнатович Катасонов. Он был простым и неграмотным крестьянином, но при этом человеком благочестивым, проводил дни своей жизни в строгом посте, неустанной молитве и воздержании. Родители считали, что кроткий и молчаливый Илларион не сможет стать хорошим помощником в хозяйстве, и дед взял его к себе. Тут и начались первые подвиги подвижника. Уже ничто не мешало ему молиться и поститься: пищей на целую неделю служили ему два калача. Не раз внук и дед бывали на богомолье, в том числе — в Троице-Сергиевой и Киево-Печерской Лаврах, посещали другие русские обители.

Со смертью деда Иллариону пришлось вернуться в родительский дом, где ему пришлось особенно трудно: родители задумали его женить. В день брака (а по другим источникам, через некоторое время после венчания) Илларион скрылся из дома и стал путешествовать по монастырям, терпел холод, голод и нищету. Скитался он по разным обителям, бывал в Киеве, некоторое время жил в Петропавловской пустыни, что недалеко от Раненбурга (ныне Чаплыгин), вел затворническую жизнь в Зенкином лесу близ села Каликино.

Возвратившись наконец в родные места, он был радушно принят своим учителем и духовным другом о. Трофимом, священником с. Головинщино. Вскоре Илларион поселился недалеко от села в так называемом Воловом овраге. Здесь он, по примеру древних насель­ников Киево-Печерской Лавры, выкопал себе с помощью духовного друга своего, семинариста Петра Алексеевского, несколько пещер, соединенных узкими проходами между собой и с главной, в которой молился. А в одной из пещер попавшийся на пути огромный камень служил ему столом. Выходил он из пещер только на литургию в церковь села Головинщино. Смиряя себя постом и молитвенным трудом, нередко в знойный день на поляне под открытыми лучами солнца он полагал по три тысячи земных поклонов. Все его пропитание составляла редька, которую он сам выращивал и ел, не очистив от земли.

Воды вблизи не было, приходилось пить дождевую воду и летом в ожидании дождя он мог оставаться без воды по десять дней. И так шесть лет прожил Иларион в этом овраге, молясь, день и ночь, изнуряя плоть свою трудами и постом. На теле своем Иларион но­сил медную проволочную сорочку и тяжелые вериги. Все тело его было в ранах от этой одежды. Спал он на постели из дубовых сучьев, на которых видели следы крови; лето и зиму ходил босой, отчего ноги были в глубоких трещинах и в крови; а одевался, не глядя ни на ка­кие морозы, в белую холщовую рубашку и белый холщовый халат. О подвижнике вскоре стала распространяться молва, к нему пошли люди, искавшие его молитв и духовного утешения. Явились даже желающие под руководством Илариона потрудиться в его пещерах. Таким образом, вокруг подвижни­ка со временем образовалось небольшая община из следующих лиц: некто юродивый Григорий, шурин о. Трофима, крестьянин Ор­ловской губернии Емельян и раненбургский мещанин Василий Ни­китин. Иларион учил их церковному пению и вместе с ними совершал обычные дневные и ночные церковные правила.

Но это небольшое братство испытывало большое лишение от постоянного недостатка воды. Со­страдательный Иларион, сам до тех пор терпеливо выносивший жаж­ду, обратился однажды к Господу с горячей молитвой, давши при этом обет не вкушать воды, пока прошение его не будет услышано. На молитве этой он заснул в лесу от усталости и, проснувшись на заре, увидел недалеко от себя куст прекрасных цветов. «Вот место, благословен­ное Господом», — подумал он и стал рыть колодец, в котором вскоре явилась обильная чистая вода. Источник этот существует до сего дня в Воловом овраге, и вода его целебна для верующих.

Источник находится за селом Головинщино, в 1,5 км по грунтовке от дороги Лев-Толстой — Чаплыгин, стоит указатель. Облагорожен, имеется колодец, купальня и часовенка. Часовня всегда открыта, и любой верующий может зайти, поставить свечу и помолиться в любое время.

 

АРХАНГЕЛЬСКИЕ БОРКИ. СВЯТОЙ ИСТОЧНИК АХТЫРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Одним из многих святых мест, связанных с чудотворной Ахтырской иконой Божией Матери, являются часовня и купель в честь Ахтырской иконы Божией Матери в с. Архангельские Борки Липецкого района, созданные в 1816 году. Источник стал почитаемым после того, как в нём омыли икону Божией Матери «Ахтырская», прославившуюся после этого многочисленными исцелениями. Видимо, после революции часовня и купель были уничтожены. Сейчас Ахтырская часовня и купель восстановлены.

Чудесное явление Ахтырской иконы Божией Матери произошло 2 июля 1739 года в городе Ахтырка Харьковской губернии (Сумская обл., Украина). Священник Покровского храма Василий Данилов, отличавшийся праведной, благочестивой жизнью, во время сенокоса обрел в высокой траве излучавший ослепительный свет образ Богоматери, на котором было изображено моление Богородицы перед распятым на Голгофе Господом Иисусом Христом. Иерей благоговейно поднял икону и перенес ее к себе в дом, где она находилась три года.

По прошествии трех лет, в праздник Покрова, о.Василий был поражен исходившим от иконы необычайным светом. В этот же день в тонком сне он получил от Богоматери повеление омыть образ чистой водой. Поступив, как указала ему Богородица, священник собрал воду в сосуд, чтобы поутру вылить ее в реку, но той же ночью он увидел второй необыкновенный сон. Снилось о. Василию, что он идет к реке с водой, оставшейся после омовения иконы, и слышит голос Богородицы: «Куда ты несешь воду? Вернись с нею домой и храни ее, она будет страждущих исцелять от лихорадки». Отец Василий имел дочь, страдавшую от этой болезни. Он дал ей испить святой воды, и больная мгновенно выздоровела. Убедившись в несомненной чудотворной силе иконы, священник решил, что образ должен быть в храме, и перенес его в сельскую Покровскую церковь.

После чудесного случая исцеления дочери священника последовали еще несколько необычайных событий. Водой от святой иконы исцелился больной лихорадкой сын иконописца Иоанна, бравшегося поновить чудотворный образ. Распространению известия о чудесах от иконы при высочайшем дворе послужило явление Божией Матери во сне больной вдове баронессе фон Вейдель, посетившей Ахтырку в 1748 году. Богородица указала ей день ее скорой кончины и обещала покровительство двум малолетним дочерям баронессы. Обе сироты после смерти матери были взяты ко двору императрицей Елизаветой Петровной и впоследствии выданы замуж за богатых вельмож, графов Панина и Чернышова. Графини до самой смерти делали щедрые вклады в собор, где пребывала икона.

В 1751 году Святейший Синод, закончив продолжительное следствие о чудесах от святой иконы, постановил почитать Ахтырский образ как чудотворный. В 1768 году на пожертвование императрицы Елизаветы на месте явления иконы был построен каменный Покровский собор (архитектор Ф. Б. Растрелли), в котором образ находился вплоть до его похищения в 1903 году во время отправления на реставрацию в Санкт-Петербург.

Неведомыми путями после своего исчезновения святая икона оказалась в Китае (г. Харбин) и была приобретена С. А. Степановым. По свидетельству харбинского протоиерея Н. Труфанова, хорошо знавшего Ахтырскую святыню в г. Ахтырке, образ, приобретенный Степановым, был подлинной чудотворной иконой. В 1950−х годах сын Степанова вывез икону в Бразилию, а затем в Сан-Франциско, где передал ее в благословение Комитету Русской Православной молодежи.

В 1975 году о местонахождении Ахтырской иконы стало известно в СССР, и через 20 лет, в 1995 году, митрополит Харьковский Никодим (Руснак) привез список с чудотворного образа и передал его в Ахтырский Покровский собор. В связи с этим событием на третий день после праздника Святой Троицы был возобновлен крестный ход с чтимым списком на место Ахтырского во имя Святой Троицы монастыря. Этот ход совершался с 1844 года в субботу Пятидесятницы, а обратно икона переносилась в праздник Всех святых.

Перед чудотворной иконой Ахтырской Пресвятой Богородицы издревле принято молиться не только об исцелении от лихорадки и других болезней, но и о благополучном замужестве дочерей. Также икона считается покровительницей детей.

Празднование образу Ахтырской Божией Матери совершается 2/15 июля, в день положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.

 

ЯБЛОНОВО. ИСТОЧНИК «СЕМЬ БРАТЬЕВ»

В 35 километрах к северу от Галичьей горы возвышенный правый берег Дона глубоко рассекает извилистая каньонообразная долина небольшой речки Плющанки. Беря начало из десятка мощных родников, один из которых носит название «Семь братьев» она почти сразу же прячется под полог обширного лесного массива, чтобы через несколько километров донести свою хрустально-прозрачную и всегда студеную воду до Дона. Часть этого лесного массива занимает заповедное урочище Плющань. Его площадь 40 га, охраняется он с 1969 г.

Плющань — в основном лесное урочище. Крутые склоны долин Дона и Плющанки, пологие придолинные плато покрыты дубравой со значительным участием березы и липы, с хорошо развитым подлеском из лещины, бересклета, крушины. Под их пологом встречаются реликтовые растения горных лесов Европы —борец-волкобойник, гладыш широколиственный, горичник олений, осока притупленная.

На узком крутосклоне между ледо-бойной полосой и спукающимся сверху лесом вытянута уникальная «хризантемова поляна», представляющая, по словам С.В. Голицына, «как бы каким-то чудом занесенный к нам в Среднюю Россию уголок алтайского горного луга со множеством сибирских растений». Среди них дендрантема (хризантема) Завадского, сердечник трехраздельный, колокольчик алтайский, истод сибирский, клевер Литвинова.

Склоны южной экспозиции имеют степной облик. Среди зарослей терна и степной вишни произрастают ковыль перистый и красивейший, полыни шелковистая и широколистная, шлемник приземистый. Всего во флоре урочища отмечено 716 видов растений.

 

ШОВСКОЕ. СВЯТОЙ ИСТОЧНИК ЗЕЛЕНЫЙ КОЛОДЕЦ

Колодец и купель недалеко от села Шовское (Лебедянский район), которое является родиной святого Силуана Афонского. Это место называется «Зеленый колодец». Колодец действительно выкрашен в зеленый цвет, но название свое получил, из-за цвета воды — она изумрудно-зеленого цвета. Говорят, местные каменотесы выложили склоны родника с любовью обтесанными камнями, словно ­изумрудами.

По словам старожилов, «Зеленому колодцу» уже более ста лет. Со временем камни покрылись мхом, отчего вода в нем кажется еще более зеленой. Рядом с колодцем– купель с чистейшей водой.

Как добраться: Если ехать от Христорождественской церкви села Шовское по асфальтированной дороге, метров через 300−400 будет поворот налево. По грунтовке через поле проезжаете еще пару километров – и перед Вами открывается живописный вид на близлежащие окрестности, а впереди – источник, огороженный штакетником.

 

ДУБОВОЕ. ИСТОЧНИК НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

Дубовской колодец, или источник Николая Чудотворца, пожалуй, самый древний на территории Липецкой области. Считается, что появился он здесь в незапамятные времена и будто бы собирались вокруг него язычники и устраивали праздничные гуляния. По легенде, однажды на колодце появилась икона святого Николая Угодника. И стал сей ключ притягательным и исцеляющим для многих и многих людей. Выжил источник и во времена советской власти.

Ещё во время строительства установили на куполе шатра православный крест. Оба входа к колодцу украсили вырезанными белыми голубками. А старушки сельские принесли сюда святые иконы — и словно храм небольшой получился, где главная святыня — вода. Святая, чистая, целебная.

Ныне святой колодец неузнаваемо преобразился: к источнику оборудован хороший подход; в стороне источника — купальни для желающих искупаться; сам источник венчает очень красивой конструкции купол, наверху которого воздвигнут большой, видный отовсюду позолоченный крест. Когда заходишь внутрь, под купол, тебя охватывает такое ощущение, будто ты оказался в прекрасном храме, созданном руками дубовских умельцев. И, что самое важное, до святого источника теперь проложена дорога с твердым щебеночным покрытием. В любую слякотную погоду до колодца можно доехать автотранспортом.

 

ТЮНИНО. ИСТОЧНИК ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК»

В полутора верстах на север от слободы Тешевки, на высоком берегу Дона, был пространный густой лес, а в нём овраг с обильным родником холодной и чистой воды, расположенный саженях в 300 от реки. Земли эти до 1779 года принадлежали помещакам Тюниным, позднее, уже в XIX столетии сюда переселили крестьян пригородной слободы Арканы (Тёшевки). Новую слободу назвали Тюниной. Тюнинской – именовали ближнюю округу, в том числе и лес. Это место особенно любил святитель Тихон. О нём он говорил своим келейникам: «Здесь место святое и весьма приятное; оно утешает дух мой радостью, точно рай земной».

Существует предание, что в лесу святитель своими руками трудился над очищением и приведением в порядок родника, приглашал «…к оному друзей и благодетелей своих, назидал их духовною беседою». Об этом по успении задонского подвижника рассказывали жившие на слободе Тешевке наёмные служители Задонского Богородицкого монастыря Роман и Евстафий. О том же сообщил протоиерею Петру Алексеевскому церковник Успенского городского собора Стефан Донецкий, в молодые годы сподобившийся некоторое время быть келейником святителя Тихона. Подтверждается это и тем фактом, что в конце 1770−х гг. при возведении слободы Тешевки в город Задонск землемер Лютов, присланный для распланирования будущего Задонска и отмежевания под него земель, не раз видел издали Святителя Тихона возле этого родника. Из благоговения к подвижнику Лютов не осмеливался нарушить его уединения. Но раз по уходу Святителя земелмер подошёл ближе и увидел на краю лесного источника лопату и только что вырытую землю.

После кончины подвижника обустроенный им колодезь близ Задонска стал предметом благочестивого почитания. Вскоре над источником была устроена деревянная часовня, позднее заменённая попечением помещика Писарева на каменную.

А 15 августа 1813 года состоялось освящение каменного храма во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник», построенного на средства помещика Алексея Фёдоровича Викулина над источником. В 1814 году по словесному распоряжению епископа Воронежского Антония был установлен крестный ход «…к живоносному источнику Божией Матери, (в пятницу св. недели и в пятницу после дня пятидесятницы)» из Задонска.

А в 1861 году 11 мая последовал указ Святейшего Синода об учреждении на этом месте Богородице-Тихоновской общины.

В 1863−65 гг. Богородицкий храм был выстроен заново и расширен, церковный колодезь располагался за правым клиросом. Его оправили в изящный деревянный сруб, выкрашеный голубой краской; колодец был «выложен жестью, к нему сделан о шести ступенях сход до самой воды», сделали новые подземные желоба, и вода проведена была под полом церкви и южной стеной в открытый водоём с небольшим фонтаном, выложенный тёсаным камнем, а оттуда – в закрытые купальни, из которых в пруд.

После революции живоносный истчоник оказался погребён под конторским зданием, при сооружении которого использованы были внешние стены Богородицкого храма. Рядом с «конторой» сохранялся «наружный водоём, выложенный тёсаным камнем», оттуда некогда поступала благодатная влага в купальни при святом источнике. Сами же купальни после разорения Богородице-Тихоновской  обители были срыты до основания.

С осени 1994 года началось восстановление Богородице-Тихоновского монастыря. Очень многое сделало для монастыря предприятие «Липецкоблтехинтентаризация» и её руководитель Владимир Иванович Акатов. На их средства была вновь построена купель на источнике, освящёном трудами и молитвами Святителя Тихона, чудотворца Задонского.

 

РОЩИНСКИЙ. ИСТОЧНИК ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Раненбурский  Петропавловский мужской монастырь, или Петропавловская пустынь, славится замечательной святыней, которая была открыта в нашем столетии  — это целебный источник Тихвинской иконы Божией Матери. Святой источник с купальней и часовней находится под стенами монастыря. Сюда стекается много паломников и страждущих от недугов душевных и телесных.

Святой источник в честь Тихвинской иконы Божией Матери играет важную роль в жизни подворья монастыря и всех к нему прибегающих. История его чудесного явления необычна. Случилось это в день празднования иконы Божией Матери «Тихвинской», 9 июля 2007 г. В этот праздничный день, во время проведения работ по соединению двух прудов (матушка Неонилла — настоятельница монастыря, хотела облагородить и приспособить их для разведения рыбы, лебедей, лотосов), экскаватор снял пласт земли откуда с шумом забили 3 фонтана чистой воды, это Господь явил нам Свое чудо.

На подворье приехал епископ Ейский Тихон и побеседовав с рабочими, и осмотрев место, вознёс молитвы ко Господу, и благословил водрузить в этом месте Святой Крест и возвести купель на радость всех страждущих православных христиан, путешествующих, паломников и всех прихожан.

 

СТОИТ ПОМНИТЬ

Собираясь в паломнический тур, вы должны представлять, что вас ждет. А именно: ранние подъемы, многочасовые церковные службы, долгие поездки на автобусах и утомительные пешие переходы. Такая нагрузка в течение нескольких дней может оказаться очень тяжелой даже для физически крепкого взрослого человека. Поэтому стоит задуматься о том, насколько необходимо брать с собой больных или маленького ребенка.

Отправившись в поездку по святым местам, придется соблюдать некоторые правила. Женщинам не стоит надевать вызывающую одежду и украшения, а также пользоваться яркой косметикой. При входе в храм они должны покрыть голову. Мужчины же, наоборот, — обязательно снять головные уборы. Для долгих пешеходных экскурсий лучше взять с собой удобную обувь. Но посещение храмов в спортивной одежде не разрешается.

Фотографирование и видеосъемка ведутся только в местах, где они разрешены. Если правила фотовидеосъемки в данном храме или монастыре специально не оговорены, все равно лучше попросить разрешения у священника.

Если поездка рассчитана на несколько дней, то в стоимость тура входит проживание в паломнических центрах, а также одно-двухразовое питание . Отдельно оплачиваются туристами пожертвования в храмах, входные билеты на экскурсии.

Но главное, конечно, не уровень комфорта такого путешествия, а духовная составляющая — в приобщении к православной культуре, в богослужениях и беседах со священнослужителями. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл однажды сказал, что люди, отправляющиеся в тур по святым местам, должны садиться в автобусы туристами, а выходить из них паломниками.